16.02.2015

ОДН: как перестать беспокоиться и не платить за соседей?


В Пскове продолжается установка общедомовых приборов учета холодного водоснабжения. На сегодня установлено уже 260 водомерных узлов учета (так правильно называется весь комплекс оборудования, в который входит и прибор учета). Всего же ими будет оснащено 824 дома. Сразу отметим, что есть дома, где установить такое оборудование нельзя - нет технической возможности. Не устанавливают счетчики на воду там, где нет подвальных помещений и водопроводный ввод входит непосредственно в квартиру, а также в тех домах, которые до 1 января 2013 года попали в программу капитального ремонта – в этих домах узлы учета будут установлены одновременно с капитальным ремонтом системы инженерных сетей.
Остальные дома ждут. Или уже дождались. В связи с чем приходится признать: и сама установка общедомовых приборов учета потребления ресурсов, и оплата общедомовых нужд, которая жильцам чаще всего кажется несоразмерной этим самым нуждам, вызывают у граждан не столько вопросы, сколько гнев. Время тяжелое, цены растут, люди экономят на всем. И тут им начинают приходить квитанции на оплату установки счетчиков. «А мы просили их устанавливать? А по какому праву? Это что же, я теперь буду платить не только за свою воду, но и за то, что сосед, у которого счетчика нет, льет воду без счета? В соседней квартире никто не прописан, живут двое - я должен и за них платить?» - это, наверное, лишь часть раздраженных вопросов, которые выслушивают специалисты МП г. Пскова «Горводоканал». И сегодня они постараются дать нашим читателям исчерпывающие объяснения.
150216115401.jpg
Хотя с «просили-не просили» ясность можно установить сразу, тем более, что это вопрос не к водоканалу. Общедомовые приборы учета устанавливаются в соответствии с федеральным законом № 261 от 23 ноября 2009 года «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности». То есть законодатель постановил, что собственники жилья должны сами установить общедомовые приборы учета ресурсов еще до 1 июля 2013 года. Поскольку собственники в большинстве случаев и не подумали это делать, то теперь счетчики им, то есть всем нам, устанавливают поставщики ресурсов. А потом предъявляют счет. Что вызывает бурное негодование у собственников жилья, то есть у нас. И, похоже, эту бурю можно только переждать. Но нельзя оставлять попыток понять - для чего это делается, и можем ли мы со временем получить выгоду от установки общедомового прибора учета?
Французский агрегат в подвале
Псковским журналистам для полноты картины предложили посмотреть на процесс установки столь ненавистного многим гражданам прибора с самого начала. То есть спуститься в подвал одного из домов на улице Байкова. Здесь, в полевых условиях, начальник производственного отдела «Горводоканала» Максим Аксенов и рассказывал о новом оборудовании.
Итак, водомерный узел, который по договору с МП «Горводоканал» устанавливает подрядная организация - ЗАО «Водоканал - Центр измерений», представляет собой целый комплекс оборудования: узел коммерческого учета воды, состоящий из запорной арматуры, фильтра и непосредственно самого счетчика учета. Стоит этот агрегат (вместе с работами, в том числе пуско-наладочными) от 60 до 100 тысяч рублей: в зависимости от диаметра счетного устройства (оно может быть разным: от 25 мм до 65 мм) и ряда других факторов, но комплектность у него, тем не менее, стандартная.
Счетчик учета рассчитывает, сколько энергоресурсов, в нашем случае воды, вошло в дом. Информация с оборудования может считываться не только посредством визуального осмотра, но и с помощью так называемого радиомодуля, который присутствует в комплекте прибора. «Радиомодуль — это устройство, которое содержит в себе архив сообщений о количестве потребленной воды нарастающим итогом, о количестве потребленной воды, об ошибках, о несанкционированном отборе воды. Также оно определяет, если к устройству применен какой-либо механический или магнитный прибор для, скажем так, воровства воды. Всё это устройство записывает. И сюда приходит контролер абонентского отдела «Горводоканала» и считывает всю записанную за месяц на радиомодуль информацию на специальный терминал. После чего она расшифровывается в «Горводоканале», данные для начислений передаются в управляющие организации либо, если есть какие-то ошибки, выезжает наша служба и устраняет эти ошибки», - пояснил Максим Аксенов.
Срок поверки поставленного оборудования - 6 лет. Срок гарантийной эксплуатации - 12 месяцев. Что касается техосблуживания узла учета и оплаты этого обслуживания, то управляющая компания обязана заключить договор со специализированной организацией (их в Пскове, как минимум, три - в том числе и «Горводоканал»). Средства на обслуживание должны быть заложены в тариф на техобслуживание дома (это по постановлению правительства №491). Если оборудование по какой-то причине придется ремонтировать, то будет установлен временный прибор. Прибор, к слову, не отечественный, а производства Франции: когда «Горводоканал» проводил конкурс на закупку водомерных узлов, французская компания представила самые выгодные условия.
Откуда повторная квитанция?
На оборудование домов приборами учета «Горводоканал» уже потратил около 20 млн рублей. Понятно, что эти средства предприятию мы, собственники, вернем. А кто-то уже и вернул.
Но недавно в Пскове произошел неприятный случай, связанный с квитанциями на оплату установки прибора общедомового учета воды. Гражданам, которые его уже оплатили, вдруг пришла повторная квитанция - с суммой долга.
Ситуацию пояснил директор МП г. Пскова «Горводоканал» Константин Болотин: «Дело в том, что в некоторых случаях произошло зачисление суммы за прибор учета на другой расчетный счет.
150216115447.jpg
То есть потребители внесли эту сумму за холодное водоснабжение и водоотведение, думая, что оплачивают установку счетчика. Поэтому мы хотим обратить особое внимание горожан: в тех домах, где установлены коллективные приборы учета и выпускается квитанция по установке прибора учета, с февраля 2015 года эта квитанция будет светло-зеленого цвета с указанием суммы именно за установку прибора учета. Также мы просим граждан быть внимательнее при проведении оплаты в режиме онлайн и выбирать нужную строку оплаты – «Установка общедомового прибора учета». Еще раз подчеркну: при электронной оплате очень важно выбрать правильную строку, чтобы ваши средства не были зачислены на другой расчетный счет. Если же такая ситуация произошла, и человек получил повторную квитанцию с указанием суммы долга, то мы просим написать письмо с предоставлением копии квитанции, И мы проведем перерасчет».
Не ошибаются ни на один куб
Начальник абонентского отдела МП г. Пскова «Горводоканал» Диана Орлова, наверное, плотнее других сотрудников предприятия работает с потоком жалоб и возмущения, вызванным установкой приборов и начислениями по ОДН.
150216115506.jpg
И она сразу развеяла подозрения в том, что ОДН по этим приборам «начисляют, как хотят»: «Когда приборы установлены и зарегистрированы, контролеры абонентского отдела ежемесячно с помощью терминала для считывания данных снимают показания общедомовых приборов учета. Для этого даже необязательно находиться в подвальном помещении дома, даже в 50 метрах от здания можно снять эти показания. Когда контролеры снимают показания приборов учета, то они отражаются в электронном виде у нас в отделе АСУ и анализируются. И мы можем составить график каждодневного потребления воды определенным домом. Мы видим — как происходило потребление, не было ли вмешательства со стороны других лиц в показания прибора. А, например, за декабрь нам поступали такие сообщение: по Юбилейной, 51 была проверка магнитного вмешательства. То есть кто-то, попав в подвал дома, мог поставить на прибор магнит, чтобы таким образом попытаться уменьшить показания. Но приборы от магнита защищены, видимо, это поняли и те, кто пытался им воспользоваться, и магнит убрали. Но после таких сообщений наши специалисты выезжают по тревожному адресу и готовят отчет: не нарушена ли визуально целостность прибора, на месте ли контрольная метка и так далее.
Также мы выезжаем на место, если были какие-то утечки в доме (и эта информация по запросу предоставляется управляющей компании), или угроза вмешательства в работу прибора (как недавно в одном из домов по улице Рокоссовского), или странное понижение расходов (а это может быть связано с остановкой работы прибора учета, с его поломкой) - во всех этих случаях мы выезжаем по адресам. То есть, человеческий фактор исключен полностью. И при начислении общедомовых нужд не будет допущена ошибка - ни на один кубический метр. Мы берем показания ровно за месяц в электронном виде».
Оплата и начисления - это разные вещи!
Но многое в точности этих начислений зависит от нас - жильцов. Это отмечает и Диана Орлова: «Чтобы общедомовые нужды были правильно начислены, люди обязательно должны сообщать показания своих индивидуальных приборов учета с 25 по 31 число каждого месяца. Любым способом, лучше всего в квитанции, но можно и через сайт, и через смс-сообщение - у нас очень много способов. Если по каким-то причинам человек не сообщает показания в течение месяца, то ему по 354-му Постановлению правительства три месяца начисляется оплата по среднемесячному потреблению (для этого складывается его потребление за шесть месяцев и рассчитывается среднее). А если он не сообщает и далее, то плата будет начисляться по нормативу. Когда же он, наконец, сообщает свои показания, то среднемесячное потребление и норматив снимается, делается перерасчет».
То есть получается, что если человек не сообщает показания своих индивидуальных приборов учета воды, это не значит, что его расходы будут включены в ОДН и за него заплатит сосед?
Начальник абонентского отдела это даже подчеркивает: «Общедомовые нужды не рассчитываются в зависимости от того, оплатил свое водопотребление конкретный человек или нет. Если у него долг, то на него подают в суд. А ОДН рассчитываются от начислений: если человек сообщил свои показания — ему начисляется в соответствии со счетчиком, если у него нет счетчика — ему начисляется норматив, если не сообщил, но имеет прибор учета, то ему начисляют сумму по среднемесячному потреблению в течение трех месяцев. Показания же общедомового счетчика снимаются без всякого вмешательства человека. То есть получилось, например, сто кубометров воды на дом. От этого показателя отнимаются все начисления по жилым и нежилым помещениям. Не оплата (это важно!), а начисления — это разные вещи! Мы отнимаем начисления и получаем разницу — это и есть ОДН. И эти нужды не должны быть большими. У нас в некоторых новых домах ОДН получаются даже с минусом — и мы людям средства возвращать должны, что мы и делаем. Это происходит потому, что люди старшего поколения любят сообщать показания побольше, им почему-то так спокойнее. И когда мы от показания счетчика отнимаем начисления и уходим в минус».
Сосед соседу - совет
Но как же быть с теми частыми случаями, когда людям приходят огромные счета за ОДН? Когда они не понимают — почему семья из четырех человек в собственной квартире потратила меньше воды, чем им предъявляют в графе «общедомовые нужды»?
Здесь Диана Орлова дает гражданам, пожалуй, самый ценный совет: «Проблема возникает в том случае, когда в квартире, где нет прибора учета, прописано два человека, а проживает пять. Вот эти люди (а также утечки, но с ними должна бороться УК) могут влиять на объем ОДН, который может быть больше ожидаемого. На этот счет 354-е Постановление говорит, что жильцы дома должны создать совет дома в количестве трех человек. Все мы, в конце концов, собственники и должны участвовать в управлении своей собственностью. И в своем доме, наверняка, каждый сосед знает, что у него рядом резиновая квартира. И если это так, то совет дома должен обратиться в управляющую организацию с письменным обращением: что в такой-то квартире проживает пять человек, а прописано двое. После этого в домоуправлении принимает соответствующие меры. Вот, например, в доме №9А по улице Западной было две таких квартиры. И люди из этого дома создали совет, обратились в домоуправление, а в домоуправлении уже создали комиссию, составили акт и теперь мы будем начислять водопотребление по нормативу именно на то количество людей, которые там фактически проживают».
То есть люди просто взяли и сделали. Сами. Как и положено хозяевам своего дома.
Пока, конечно, это редкий случай. В большинстве своем люди хотят, чтобы кто-то решил проблему за них. Но в том-то и дело, что предприятие воздействовать на тайных жильцов не может — нет законных полномочий, в отличие от такого органа как совет жильцов (три человек для него достаточно — три подписи!).
Кстати, помните ли историю прошлого года, когда псковичка Анна Федорова обратилась сначала в прокуратуру, а потом и во все СМИ по поводу огромных счетов за воду на ОДН в своем доме? Тогда «Горводоканал» вместе с журналистами даже провел рейд по выявлению должников (с тем домом проблема как раз была в том, что есть квартиры, в которых вовсе никто не прописан, но люди живут). И вот, говорят, возымела действие та акция морального давления на таких неплательщиков. И суммы за ОДН снизились, и жалобы прекратились.
Впрочем, все жалобы рано или поздно прекращаются. Прекратятся и жалобы на приборы учета и ОДН. Так, во всяком случае, считают в абонентском отделе «Горводоканала». Как только люди начинают подходить к нововведениям с холодной головой, как только начинают отстаивать свои интересы перед теми, кто их действительно ущемляет, так всё и прекращается. Если, конечно, взять всё в свои руки.
Елена Ширяева

Источник: Псковская Лента Новостей