Дебиторская задолженность
Как и все предприятия, мы начали новый год с подведения итогов и результатов деятельности за предыдущий год. Без этой ежегодной процедуры нельзя взвешенно подойти к задачам и планам на будущее. Полагая, что экономика и «сухие» цифры отчетности предприятия - это скучно и неинтересно, ежегодная отчетность всегда была делом сугубо внутренним. Но город и его развитие – это развитие системообразующих предприятий, таких как Горводоканал, успешная деятельность которых - это благополучие наше, наших сотрудников и горожан.
Поэтому мы решили начать рассказывать в нашей новой рубрике #ИТОГИ2022 о том, как и в каких экономических условиях жило, иногда выживало, а сейчас развивается предприятие. Во всяком случае, попытаемся представить понятно и доступно итоги работы Горводоканала за 2022 год.
И начнем мы с того, что является залогом стабильного устойчивого развития предприятия – обеспечение поступления платежей и работа с дебиторской задолженностью.
Фактически сумма дебиторской задолженности характеризует объем финансовых ресурсов, выведенных на определенное время из оборота предприятия, поэтому приоритетное влияние размер дебиторской задолженности оказывает на благополучие предприятия, его возможность увеличивать активы, исполнять платежи и условия договоров в установленный срок.
О том, что происходило с предприятием на протяжении последних лет, говорилось на всех уровнях много и по-разному. Угроза банкротства в связи с обязательствами по кредиту ЕБРР, многомилионные долги, отсутствие платежной дисциплины и уход от платежей организаций-банкротов, - все это заставило пересмотреть подход к контролю за поступлением платежей, а самое главное - создать механизм, который должен работать системно. Стабильное поступление платежей - это экономическая и технологическая безопасность предприятия, это возможность бесперебойного обеспечение города самым важным ресурсом! Как «подтягивать» старые, иногда безнадежные к взысканию долги, а главное – как не допустить наращивания новых долгов, как повышать платежную дисциплину? Ответом и решением мог стать только новый и системный подход к создавшейся за несколько лет проблеме.
Так, в 2017 году на предприятии было создана рабочая группа по взысканию дебиторской задолженности, в которую вошли все службы, ответственные за процесс начисления, приема платежей и, конечно, их взыскания. Началась кропотливая работа по всем направлениям: информирования должников, наращивание в несколько раз объемов судебного взыскания, работы с приставами по оперативному обмену данными и взысканию. К слову, на сайте Горводоканала ежемесячно размещались и размещаются протоколы рабочей группы, где в открытом доступе - все цифры, отчетность и результаты работы.
Это был большой и непростой для нас путь. В условиях, когда происходил переход на прямые договоры с населением, когда количество абонентов увеличилось в 1,5 раза, мы учились, обменивались опытом с коллегами, осваивали новые для себя механизмы и формы работы, меняли подход к досудебному взысканию, к судебному производству и работе с судебными приставами.
Главное, чего удалось достичь:
По сравнению с 2014 годом показатели взыскания дебиторской задолженности юридических лиц в 2022 году увеличились 7 раз. Возможно, не впечатляет, но в денежном выражении - это очень значительно и значимо! В 2014 году с юридических лиц взыскано 10, 5 миллионов рублей, а уже к 2022 году размер взыскания составил более 70 миллионов.
Что касается населения, то по сравнению с 2014 годом показатели взыскания дебиторской задолженности 2022 году увеличились в 10 раз. В денежном выражении – с 1,7 млн. руб. в 2014 году - до 17 млн. рублей в 2022г.
Примечательно, что эти показатели формировались на фоне пандемии COVID-19, введённого на территории РФ моратория на возбуждение дел, введение с 01.07.2022 года обязательного требования в виде идентификатора при обращении в суд, проведения Спецоперации и. т.п.
Стоит отметить, что в работе с гражданами предприятием выработан гибкий и социально ориентированный подход к взысканию задолженности. Амнистия пени, рассрочка погашения задолженности, все возможные пути досудебного урегулирования помогают выводить из «тени» тех, кто в силу разных жизненных ситуаций не имеет возможности своевременно оплатить за услуги Горводоканала. Мы и впредь намерены применять индивидуальный подход к каждому нашему абоненту, рассматривать каждую ситуацию с целью минимизировать издержки для каждой из сторон.
Подводя итог сказанному, хотим пожелать нашим абонентам серьезно и взвешенно подходить к оплате услуг водоснабжения и водоотведения, в случае возникновения задолженности – в первую очередь обращаться для решения проблемы в адрес предприятия. Ну а самим себе мы, конечно, пожелаем никогда не оказаться у той черты, с которой был взят старт в далеком 2014 году!
Подробнее по этой теме и по другим направлениям и результатам работы предприятия – по ссылке #ИТОГИ2022 на нашем сайте. Мы расскажем еще много значимого для нас и, надеемся, интересного для вас!